Sep. 10th, 2011

lemko: (Default)
кибитка потерял колесо
lemko: (Default)

Из любительских занятий отеч. историей вынес и такое, возможно спорное и наивное, наблюдение:
Народ наш за 500+ лет привык жить под властью Царей. Привык! И он будет терпеть, и даже долго терпеть, власть любого царя – при условии, что он будет настоящий.
Это может быть порядочный АIII или пидар грозный... интеллектуал АI или малограмотный МI... иностранка ЕII или русак Алексей Михалыч... гений ПВ или негений Леонид Ильич... кроткая Елисавет или чудовищный Старичёк... Но настоящий.
Если же дойдет, стукнет в лоб, что – НЕнастоящий, то реакция может быть довольно нервная – см. известную комедию Гайдая. Может быть смута, или гр. война, или распадение большого, взрослого, внушительного гос-ва на 15 кусков.
А может и не быть. Тем более что совсем недавно уже было.

lemko: (Default)

Эти супершведы, панимаш :))) Знают, чево как надо...
lemko: (Default)

Когда я начал жить, гегельянство было основой всего: оно носилось в воздухе, выражалось в газетных и журнальных статьях, в исторических и юридических лекциях, в повестях, в трактатах, в искусстве, в проповедях, в разговорах. Человек, не знавший Гегеля, не имел права говорить; кто хотел познать истину, изучал Гегеля. Все опиралось на нем, и вдруг, прошло 40 лет, и от него ничего не осталось, об нем нет и помину, как будто его никогда не было. И что удивительнее всего, что как лжехристианство, так и гегельянство пало не оттого, что, его кто-нибудь опроверг, разрушил, – нет, оно как было, так и есть, но вдруг оказалось, что ни то, ни другое не нужно ученому, образованному миру. Если мы теперь скажем новому образованному человеку о падении ангела и Адама и об искуплении, он не то что станет спорить и доказывать несправедливость этого, а он с недоумением спросит: какой ангел? Зачем Адам? Какое искупление? И зачем мне это нужно? То же и с гегельянством. Новый человек не станет оспаривать, а только удивится. Какой дух? Откуда он? Зачем это? Зачем он проявляется? Зачем он мне нужен?

Было время, когда мудрецы-гегельянцы торжественно поучали толпу; и толпа, ничего не понимая, слепо верила всему, находя подтверждения того, что ей на руку, и верила, что то, что ей казалось неясным и противоречивым, там, на высотах философии, все ясно, как день; но прошло время – теория эта износилась, явилась новая теория на ее место, и старая стала не нужна, и толпа заглянула туда в таинственные капища жрецов и увидела, что там ничего нет, да и не было, кроме слов очень темных и бессмысленных. Это случилось на моей памяти.

«Да, это происходит оттого, – скажут люди теперешней науки, – что все это были бредни теологического и метафизического периода; теперь же есть критическая, позитивная наука, которая уж не обманет, потому что она вся основана на индукции и опыте. Теперь знания наши не шатки, как прежде, и только на нашем пути решение всех вопросов человечества».

Но ведь точь-в-точь то же самое говорили богословы; и не дураки же они были, а мы знаем, что были между ними люди огромного ума, и точь-в-точь то же на моей памяти – и с не меньшей уверенностью, с не меньшим признанием со стороны толпы так называемых образованных людей – говорили гегельянцы.


Page generated Sep. 13th, 2025 02:11 am
Powered by Dreamwidth Studios